https://auvasilev.livejournal.com/2269560.html
У романа "Территория" довольно любопытная, я бы даже сказал, несколько странноватая судьбы. Вышедшее в середине семидесятых произведение тогда стало быстро весьма популярным и это даже в какой-то степени объяснимо. Брежневские времена уже вовсю входили в свою даже не то, что консервативную, а скорее просто законсервированную стадию условного "застоя", а у Куваева ещё явно чувствовался дух и тон шестидесятых. Да полюс вполне экзотический материал, призрак очень любимого советскими людьми Джека Лондона, всякая там романтика бородатых геологов, героика покорителей Крайнего Севера, ну, и всё такое прочее подобное.
Но если отбросить все внешние нюансы и подробности, то на самом деле это по всем параметрам глубоко советский роман, даже в какой-то степени "производственный" и как бы без всякого малейшего оттенка "диссидентства". Он вроде бы более всего про радость тяжелой работы на благо великой Родины её замечательного трудового народа. И бесчисленное количество произведений такого рода, даже сильно прогремевших в какой-то момент, давно забылись и ушли вместе с СССР, не оставив и малейших воспоминаний.
А "Территорию" почему-то читают до сих пор. И даже экранизируют, хотя я не сказал бы, что особо удачно, однако и не совсем провально, во всяком случае люди смотрят и обсуждают. Вот и я только что случайно наткнулся на совсем недавнюю рецензию, причем не фильма, а именно самой книги. Кстати, рецензию совершенно не восторженную, но сам факт, что её пишут более чем через полвека после публикации романа, говорит сам за себя.
А Олег Михайлович был очень непростым человеком. Чисто формально по внешним признакам я мог бы написать, что мы были близкими друзьями, особенно последние пять-шесть лет его жизни. Но в реальности это конечно не так. Он был действительно ближайшим другом моего отца, а между нами разница в двадцать лет по тому возрасту и времени была несомненно слишком велика для настоящей равноправной дружбы. Однако по чисто практическим бытовым причинам мы и вправду общались довольно часто и он был постоянным гостем моей тогдашней крохотной комнатки на улице Жуковского.
И потому я сейчас выскажу свое абсолютно субъективное мнение по поводу и "Территории", и её автора. И прежде всего должен категорически подчеркнуть, что меньше всего Олег был романтиком, советским человеком или восторженным проповедником героического труда. И хоть он любил нередко придуриваться, надевая маску то эдакого простоватого деревенского вятича, то сурового чукотского геологического зубра, любимым и постоянным его чтением была в основном немецкая классическая философия и французские экзистенциалисты.
И "Территория" была вообще не про открытие северного золота, не про красоты дикой природы и не про прелести созидания на общее благо. Это книга о свободе, только о свободе и исключительно о свободе. Больше абсолютно ни о чем. И возможно именно влияние этого её абсолютного и безусловного мотива, даже далеко не многими так осознаваемого и формулируемого, но обладающего реальной магической силой, и привело к тому, что роман читают, экранизируют и обсуждают до сих пор.
Но при этом, как у художественного произведения, у "Территории" есть множество недостатков. И сам Олег их прекрасно видел и даже в какой-то момент жалел, что поторопился с публикацией. Но тут дело в том, что практически одновременно с "Территорией" Куваев начал писать другой роман - "Правила бегства". Который создавался очень долго и забирал всё больше сил и времени. Формально он считается незаконченным и был опубликован только через пять лет после смерти автора.
Но я считаю именно его главным произведением Куваева. Вот там уже предельно точно и четко сформулировано всё, что Олег хотел сказать о свободе, и, что на мой взгляд о ней вообще нужно знать. И, думаю, эта книга ещё ждет своего широкого читателя.
Пока далеко не до конца понятая. А жаль.
https://auvasilev.livejournal.com/2269560.html